Летом 2010 г. компания Sybase представила рынку сборник аналитических материалов, посвященных различным вопросам деятельности компаний финансового сектора, – Sybase Capital Markets Guide 2010 («Гид Sybase по рынкам капитала»). Вполне очевидно, что большое внимание в сборнике уделяется вопросам риск-менеджмента, деятельности финансовых компаний в условиях посткризисной реальности и более строгому подходу регулирующих организаций к процедурам учета и управления рисками в кредитных учреждениях.
Как отмечает глава Sybase Джон С. Чен (John S. Chen) во вступительной статье к сборнику, если считать риск возможностью наступления какого-то события с измеряемым уровнем вероятности, значит, можно управлять рисками, обладая необходимым объемом данных о причинах и связях между теми или иными событиями. «В сегменте финансовых услуг участники рынка должны иметь возможность рассматривать в едином комплексе долгосрочные и текущие тренды, чтобы получить понимание об истинном положении дел», – считает Дж. С. Чен.
Угроза системного риска
С точки зрения регулятора основную угрозу представляют системные риски, говорит в своей статье The Threat of Systemic Risk директор по исследованиям подразделения Securities Стивен Брюэл. Регуляторы стремятся минимизировать возможные угрозы для системы, устанавливая правила оценки рисков финансовыми компаниями, выдвигая требования по расширенной отчетности и наличию инструментов для анализа потенциальных рисков. В попытках избежать повторения глобального финансового кризиса регуляторы в большинстве стран требуют от поднадзорных организаций улучшения ситуации с внутренними рисками и создания механизмов, облегчающих регулирующим органам контроль над ситуацией. В реальности, однако, по мнению автора статьи, предпринятые регуляторами усилия могут способствовать улучшению ситуации внутри финансовых компаний, но недостаточны для того, чтобы защитить систему в целом от повторения кризисных явлений.
В большинстве кредитных организаций текущие бизнес-процессы реализуются медленно и зачастую по запутанным схемам. Для перехода на обработку запросов и транзакций в режиме реального времени банкам требуется внедрение новейших технологий и инструментов, таких, например, как комплексная обработка события (complex event processing, CEP). Объем данных, которые необходимы, чтобы идентифицировать, измерить риски и наладить управление ими, быстро превысит возможности имеющихся сегодня у банков IT-систем.
Модернизация инструментов для сбора и анализа данных позволит банкам наладить более точную и эффективную систему управления рисками. Технология CEP и подобные решения могут быть использованы в качестве базовых для создания нового инструментария.
Финансовый кризис наглядно показал, что у регуляторов в большинстве случаев не хватало инструментов, позволяющих точно оценить масштаб проблем в той или иной финансовой организации, а значит, и в системе в целом. По итогам кризиса было принято решение, что действующие правила должны быть изменены с тем, чтобы регуляторы обладали бОльшим доступом к внутренней информации банков. Между тем, несмотря на улучшение в деле управления рисками в каждой отдельной компании, системный риск остается главной угрозой для регуляторов. Каждый банк анализирует свои риски самостоятельно, не обладая данными по системе в целом. Теоретически это дело регулятора – сбор и анализ всей информации с целью определения тенденций и предрасположенностей к возникновению системных рисков. Чтобы предвидеть будущие кризисы и предотвратить их развитие, регулирующим организациям придется внедрять инструменты и разрабатывать процессы, позволяющие определять, измерять и снижать уровень возможных рисков для всех участников финансового рынка и для каждого из участников банковской системы.
Принципы и правила
Менеджер подразделения по развитию бизнеса на финансовых рынках компании Sybase Стюарт Грант в своей статье Principles vs. Rules исследует два подхода регулирующих органов к управлению рынком. Традиционно регуляторы осуществляли управление на основе выработанных правил, в которых указывались нормы для участников рынка и определялись наказания для нарушителей. Эта схема исправно работала до недавнего времени. Проблема такого подхода заключается в самом принципе установленных правил: «То, что не запрещено, разрешено». Это давало возможность осуществления пусть не совсем противозаконной, но не самой добропорядочной деятельности. Попытки надзорных органов реагировать на те или иные «пограничные» случаи выпуском новых правил приводят к значительному усложнению всей системы и зарегулированности рынка, которая затрудняет деятельность его участников и снижает его эффективность.
Кроме того, многие финансовые организации сейчас ведут свою деятельность, не ограничиваясь пределами своей страны. По словам Стюарта Гранта, по причинам исторического или геополитического характера на мировом финансовом рынке сегодня присутствуют порядка 10 тыс. различных регулирующих организаций. Учитывать все установленные ими правила деятельности не под силу ни одной финансовой организации.
Новый подход к регулированию заключается в использовании принципов, а не правил. Основанный на принципах подход позволяет регулятору намного быстрее реагировать на изменения в структуре рынка и появление новых финансовых продуктов. Однако такой подход подразумевает способность регулятора издавать рекомендации участникам рынка, основанные на принципах, и полную информацию об истинном положении дел в той или иной компании, чтобы обеспечить строгое соблюдение установленных норм и неотвратимость наказания для нарушителей. В свою очередь, такой подход должен действовать на международном пространстве, чтобы им могли руководствоваться компании, работающие вне границ одного государства.
© Copyright 2016, ООО "Сайбейс"